Чем выгодны мультимодальные перевозки

мультимодальные перевозки

Грузоперевозки считаются одним из старейших видов бизнеса, появившегося еще в эпоху постройки дорог. Понятно, что в этой отрасли задействовано множество видов транспорта, людей различных профессий и компаний самых разных специализаций. Но когда речь заходит об очень дальних грузоперевозках, которые нередко могут быть связаны с перевозом грузов через границы ряда стран, морей, материков, океанов, то их заказчикам и исполнителям приходится решать отнюдь не простые задачи.

В этой ситуации часто приходится сталкиваться с тем, что для осуществления грузоперевозки одного вида транспорта недостаточно, т.е. бизнесменам приходится договариваться с различными компаниями, организующими перевозку грузов на разных видах транспорта. Такие перевозки называются интермодальными и мультимодальными грузоперевозками.

Интермодальные и мультимодальные грузоперевозки – в чем между ними разница

Для начала стоит дать определения этим двум видам этих транспортировок.

Мультимодальные перевозки

Этот вид перевозок или транспортировок грузов осуществляется хоть и разными видами транспорта, но в рамках сотрудничества с какой-либо одной компанией, т.е. в рамках всего одного договора об оказании услуг. Особого значения в нем тип транспорта для их заказчика не имеет. Транспорт может быть любым – судно, железнодорожный состав, автопоезд и т.д. Такой вид транспортировки или перевозки может быть использован, когда между грузополучателем и отправителем прямое сообщение отсутствует. Кроме того, этот вид перевозок востребован, когда доставка лишь одним видом транспорта нерентабельна, либо занимает много времени.

Интермодальные перевозки

логистические услуги

В отличие от мультимодальных перевозок в этом случае для транспортировки заказчик может привлечь к сотрудничеству любые транспортные компании, с которыми он сумеет договориться. Каждая из компаний занимается своей работой и берет на себя в ней свою долю ответственности, но тип транспорта в них также особого значения не имеет.

Для заказчика перевозок интермодальные перевозки гораздо более сложны, так как ему придется проводить гораздо больше работы по их согласованию и потратить намного больше времени на оформление всех документов. Вдобавок ему придется отслеживать работу всех компаний и учитывать, что ответственность будет распределяться между всеми компаниями – участниками этого процесса.

Бывает, что виновника в случае повреждения груза найти не просто. Поэтому у заказчика добавляется работы, головной боли и риска – ведь ему в итоге будет достаточно трудно взыскать убыток по такой схеме.

При организации мольтимодальных грузоперевозок клиенту достаточно оформить лишь один пакет документов, но в случае работы с несколькими транспортными компаниями их потребуется гораздо большее количество (в соответствии с числом компаний, задействованных в этом процессе).

Мультимодальные контейнерные перевозки и их организация

Основным и единым документом при организации мультимодальных контейнерных перевозок является коносамент.

коносамент

По этому документу транспортировку осуществляет всего одна транспортная компания, на юридическом языке называемая ОМП (- т.е. Оператором Мультимодальной Перевозки). В качестве оплаты ее услуг принята единая сквозная ставка.

Основные функции оператора при выполнении его работы:

  • Составление плана и графика маршрута
  • Непосредственное заключение договоров с владельцами транспорта для осуществления перевозки
  • Контроль и оплата выполняемой ими работы

Тем самым, ОМП несет всю ответственность перед заказчиком за перевозимый груз на всех этапах. Он не только организовывает, но и руководит процессом транспортировки на всех его участках (морском, автомобильном, железнодорожном и т.д.). Он сам договаривается с арендой специализированных терминалов для осуществления погрузки-разгрузки, хранения и оформления всех видов сопроводительных документов. Он также занимается растаможиванием (таможенной очисткой), а также оформлением документов для ведения этого процесса. В его ведении могут лежать и другие функции (лизинговые, аудиторские и т.д.)

Процесс организации  мультимодальных контейнерных перевозок

схема перевозок

Заказчик обращается в компанию ОМП и имеет при этом все необходимые для осуществления перевозки документы (личные документы, документы на все отправляемые товары и т.д.).

  • Представитель компании ОМП производит осмотр, сверку документов и начинает составлять маршрут движения
  • В компании ОМП производится расчет и подсчет стоимости оказания своему клиенту необходимых услуг
  • Клиент заключает с компанией ОМП договор и передает свои товары на его склад
  • ОМП начинает осуществлять свою работу в соответствии с заключенным договором

Особенности проведения мультимодальных перевозок

  • Заказчику необходимо предоставить точную информацию ОМП о его грузе (вес, тип, объем и т.д.). Компания-оператор в свою очередь может провести свою независимую экспертизу, дабы удостовериться, что кроме указанного в документах груза не перевозится что-либо еще и не осуществляется контрабанда. В случае если клиент исказил информацию или обманул компанию-перевозчика, то ему может грозить с его стороны штраф.
  • В свою очередь компания ОМП несет всю ответственность за целостность и сохранность полученных от заказчика товаров. Задачей ОМП является своевременная доставка вверенных ей грузов. В случае возникновения форс-мажора, прописанного в договоре, ОМП может и отказаться от условий исполнения данного договора. В этом случае ОМП возвращает заказчику его груз, после чего данный договор может быть расторгнут или выполненным.
  • Если груз не доставлен в срок и с этого момента прошло уже 90 дней или более, то такой груз уже считается утерянным.
  • Клиент может требовать у ОМП (или генерального исполнителя условий транспортировки) всю информацию и обо всех контрагентах, участвующих в данной транспортировке.
  • В тексте договора об оказании транспортных услуг четко указывается вся информация относительно стоимости транспортировки и всех сопутствующих работах. Если что-то клиенту ОМП кажется сомнительным или указывается в договоре неточно, то ему необходимо согласовать эти вопросы в отдельных дополнительных соглашениях сторон. Заказчику также имеет смысл обратить внимание исполнителя на сроки проведения всех работ и транспортировок, так как в случае нарушения этих сроков исполнителем он будет иметь право на получение соответствующей компенсации.

Преимущества мультимодальных грузоперевозок

  • Сокращение расходов. Заказчику достаточно подписать договор лишь с одной компанией, что и позволит ему снизить расходы.
  • Уменьшение длительности. Для заказчика такой вид перевозок удобен, ведь ему не придется тратить время и силы на поездки по разным другим компаниям. При этом всю работу по организации берет на себя компания-исполнитель (ОМП), которая самостоятельно найдет всех участников для транспортировки грузов и заключит с ними необходимые договора. Это обстоятельство значительно сэкономит время заказчику, упростит процесс и эффективно отразится на нем, т.к. у большинства компаний-ОМП уже имеется своя база перевозчиков, с которыми у них есть договоренности на доставку грузов.
  • Оптимизация транспортировки грузов. Во многих случаях грузоперевозка лишь одним видом транспорта между двумя конечными точками стоит очень дорого. Мультимодальные перевозки тем и хороши, что они позволяют разбить маршрут на несколько более коротких участков, на которых можно использовать разные виды транспорта и предлагать большую экономию средств заказчику. Кроме того, нередко удается и значительно ускорить этот непростой процесс.
  • Высокая безопасность. Исполнитель берет на себя всю ответственность за организацию и контроль транспортировки на всех ее участках. В случае, если груз будет где-либо поврежден или вообще утерян, то заказчику легко найти виноватого и возложить на него за это ответственность, т.е. просто заставить выплатить виновную сторону компенсацию.
  • Сокращение бумажной волокиты. Заказчику достаточно один раз договориться с исполнителем – компанией ОМП и собрать для него всего один комплект документов. Всю остальную работу и оформление дополнительных документов для пересечения грузом границ государств, его растаможки и другой сопутствующей документации за него будет вести уже исполнитель. И осуществляться этот вид перевозки будет в рамках единого транспортного документа называемого коносаментом.

Источник: https://wtrans.com.ua/